Краткая информация

 Архитектура храма  представляет собой типичный до середины 19 века  начала 20 проект классического русского тоновского стиля с пятью куполами (в честь Спасителя и четырех апостолов – евангелистов) и пирамидной колокольней, возвышающейся на 27 метров. Храм  построен канонично в форме креста.  Имеются два боковых предела – правый освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый -  используется в качестве пономарки, комнаты для работы пономарей – прислужников. Притвор – вход из двух частей: первая глухая, ведущая во вторую, вторая с лестничным маршем на колокольню слева, дверь в складские помещения справа.

Алтарская апсида выполнена в виде пятигранного выступа. Средняя часть – сводная на четырех основаниях – кирпичных столбах, своды которых венчаются сверху барабаном большого сферического купола.

Снаружи купола устроены в форме горящей свечи, кресты на них кованные.

Материалы, из которых воздвигнут храм, это в основном кирпич местного завода Демина, привозной лес и кровельное железо. Алтарь из фарфора был специально заказан в Екатеринбурге. Всего их было сделано 24, до настоящего времени сохранились лишь один именно в Свято-Троицком храме.

Священником в Свято-Троицком храме был Успенский Михаил.

Перед  Великой Отечественной войной, в 1939 г., церковь закрыли, но рушить не стали. А в 1942 г., когда немецко-фашистские захватчики были на подходе к селу, пришла команда: открыть церковь и разрешить населению по домам разобрать все зерно, что там было.После оккупации церковь, открыли, видно не до этого было, стали вновь вести службу.

В 60-х годах прошла новая разрушительная волна по отношению к храмам, Троицкого она не коснулась. Она осталась действующей и по сей день. В 1995 г. Постановлением главы администрации Ставропольского края № 600 от 01.11.95 г. Свято- Троицкий храм внесен в Государственный список памятников местного значения.

Особый интерес в качестве культурно-эстетической и художественной ценности представляет дорогостоящий, фарфоровый трехъярусный иконостас, выполненный фрагментально-симметрически с выпуклым орнаментом – рельефом, заполняющий  как центральную солею, так  и придельные. Материал (фарфор) был определен специалистами Кисловодского фарфорового завода в 2000 г. На фрагментах иконостаса стоят штампы  фарфоровой фабрики Кузнецова. Подобных иконостасов всего было изготовлено 24. До настоящего времени сохранилось только три, в том числе один в Свято-Троицком храме. Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса — отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М», которая обозначала место установки — село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена.

В 2003 г. встал вопрос о повышении статуса памятника истории и культуры местного значения «Свято-Троицкая церковь» на федеральный уровень.

В 2004 г. церковь посетили ростовские реставраторы, которые приступили к восстановлению уникального иконостаса, на что министерством культуры Ставропольского края было выделено 380 тысяч рублей для проведения подготовительных работ. Теперь изделию уральских мастеров ничего не грозит, кроме восстановления его первозданного вида.


Адрес: Красногвардейский муниципальный район, село Красногвардейское, ул. Первомайская

загрузка карты...

Комментарии