"ПЯТИГОРСК В СУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА"

Подробнее о маршруте "ПЯТИГОРСК В СУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА"

Цель экскурсии: познакомить туристов с наиболее значимыми местами города Пятигорска, которые оказали существенное влияние на судьбу и творчество поэта.

Усадьба В.И. Чилаева в Пятигорске

В настоящее время усадьба называется Государственный мемориальный музей «Домик М. Ю. Лермонтова» и находится в самом центре мемориального Лермонтовского квартала города Пятигорска. Усадьба В.И. Чилаева в Пятигорске была построена хозяином в 1836 году как небольшой жилой дом. Дом сложен из деревянных брусьев, покрыт тростниковой крышей. С 1837 года в летнее время средний домик сдавался внаем посетителям Пятигорска. Летом 1841 года волею случая в усадьбе В.И. Чилаева в Пятигорске поселился великий русский поэт М.Ю. Лермонтов, который и завершил здесь свой земной путь. Имя Лермонтова обессмертило этот «приют муз», к которому навечно пристало название «Домик Лермонтова», и обеспечило ему дальнейшую прославленную судьбу. Бесплатный городской Лермонтовский музей впервые открылся в усадьбе В. И. Чилаева в Пятигорске в июне 1912 года. В 1930-х годах флигель частично отреставрировали: были восстановлены в прежнем виде терраса, прихожая и окна. В 1964 году, к 150-летию со дня рождения поэта, «Домик Лермонтова », расположенный в усадьбе В. И. Чилаева, был полностью восстановлен в первоначальном виде. Летом 1967 году домик украсила новая камышовая крыша, которую пропитали огнеупорным составом.

Ротонда «Эолова Арфа»

На скале, севернее Академической галереи, на самом краю обрыва, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка «Эолова Арфа». Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне – Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. В центре беседки была помещена эолова арфа. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого.. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод.

Грот в Емануелевском парке (грот М.Ю. Лермонтова).

Грот расположен в скале ниже Эоловой арфы и носит имя Лермонтова, так как связан с памятью о великом поэте. Мода на «очарованные гроты» родилась при французском дворе. Гроты были обязательным элементом всех европейских парков XVIII века. В 1829 г., во время устройства зодчими Бернардацци Емануелевского «английского» парка около Елизаветинского и Михайловского источников были сделаны два романтических грота: большой и малый. Первую пещеру случайно обнаружили в скале, севернее Елизаветинского источника. По предложению Бернардацци грот немного углубили и высекли внутри боковой уступ для сидения. 1837 г. М.Ю. Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой был изображен и большой грот. В середине XIX века в гроте были помещены древние надгробные камни с арабскими надписями, привезенные из Бургустанской станицы. Грот оставался безымянным до 1860-х годов, когда его стали называть Лермонтовским, так как, считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «водяным обществом».

Елизаветинский источник

Спуститесь от беседки Эолова арфа по кольцевой тропинке на площадку, где теперь стоит здание Академической галереи, и вы окажетесь на том самом месте, где когда-то находился знаменитый Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили обитатели курорта: если не воду пить, то ради развлечения. Вот что записал о нем в свой дневник Печорин: «Наконец вот и колодец! На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя…». В лермонтовское время на склоне Машука в районе беседки «Эолова арфа» и Елизаветинского источника размещался Емануелевский парк, названный так в честь командовавшего с 1826 по 1831 годы войсками на Кавказской линии и Черномории генерала Г. А. Емануеля по указанию которого был спланирован и благоустроен этот парк. У Елизаветинского источника собиралось так называемое «водяное общество», за жизнью которого внимательно наблюдал великий поэт. Наблюдения Лермонтова – великого художника, мыслителя, тонкого психолога – нашли глубочайшее отражение в повести «Княжна Мери».

«Дом княжны Мери»

Дом № 12 по проспекту Кирова известен в Пятигорске как дом княжны Мери. Как и все дома в этой части города он был деревянным, кирпичная облицовка появилась в последней четверти прошлого века. Княжна Мери – образ вымышленный, собирательный, но когда в 1881 году в Пятигорск приехал художник Михай Зичи делать иллюстрации к повести «Княжна Мери», он изобразил именно этот дом. И хотя такое его определение являлось условным, это старое строение лермонтовского времени стало привлекать к себе всеобщее внимание.

Дом доктора Дроздова

Дом доктора Дроздова является одним из старейших жилых зданий Пятигорска. Он находится в начале проспекта Кирова, на два дома ниже Пушкинских ванн. В 1816 году здесь с семьей жил губернский архитектор С.Д. Мясников. В 1834 году Мясников продал свой дом М.Н. Водопьяновой, жене штаб-лекаря И. Е. Дроздова. В 1853 году дом посещал юнкер молодой граф Л.Н. Толстой, который на тот момент был пациентом врача Дроздова. Дом представлял собой одноэтажное отштукатуренное деревянное здание на каменном фундаменте. В здании было пять жилых покоев и два отдельных входа с сенями и крыльцом. Парадный вход дома был покрыт камышовой крышей. 5 прямоугольных окон лицевого фасада имели резные наличники и ставни. У восточной стены дома находились широкие ворота со столбами, а во дворе находились различные служебные постройки. В настоящее время старый дом находится в частном владении. В 1988 году на стене доме была укреплена мемориальная доска в память посещения его Л.Н. Толстым.

Грот Дианы

Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. Грот Дианы связан с именем М.Ю. Лермонтова, который не раз бывал здесь. За неделю до гибели, вечером 8 июля 1841 г., перед гротом, украшенным зеленью, коврами и цветными фонариками, Лермонтов с друзьями устроил в честь дам «сельский бал».

Место дуэли М.Ю.Лермонтова

15 июля 1915 года на северном склоне горы Машук был открыт памятник на месте дуэли М.Ю. Лермонтова по проекту скульптора Б.М. Микешина. Именно здесь разыгралась трагедия в июле 1841 года. По договоренности сюда съехались Лермонтов, который лечился в Железноводске, секунданты и когда-то довольно близкий приятель поэта Мартынов. Вечерело, огромная туча надвигалась на Машук, приближалась гроза. Секунданты торопились, отмерили 15 шагов. Лермонтов выстрелил в воздух, а вот пуля Мартынова сразила его наповал. Страшный удар грома потряс воздух, разразился сильнейший ливень – как будто природа оплакивала гибель гения русской литературы.

Лермонтовский сквер

Лермонтовский сквер в Пятигорске находится на пересечении Соборной и Красноармейской улиц. Это небольшой сквер с оградой, в середине которого возведен знаменитый памятник М.Ю. Лермонтову. Создателем памятника был видный русский скульптор-портретист, академик А.М. Опекушин. Открытие памятника и Лермонтовского сквера состоялось 16 августа 1889 г. В настоящее время Лермонтовский сквер является одним из самых посещаемых туристами и экскурсантами мест в Пятигорске.


Возврат к списку