- Природные парки и заповедники

Краткая информация

Парк охватывает подковой машукские склоны и смыкается с Бештаугорским лесопарком.

В широколиственном старом лесу можно видеть дуб, клен, ясень, липу, бук, граб. Часто встречаются ива, верба, ольха, орешник, боярышник, бересклет, бузина, терн, кизил, барбарис, дикие яблони и груши. Лесные поляны заняты лугово-лесной травянистой растительностью.     

На западном склоне Машука большую площадь занимает пышно разросшийся массив деревьев грецкого ореха. Ореховая роща стала одним из достопримечательных мест.

Довольно богат животный мир Машукского парка. Здесь можно увидеть хомяков, ежей, зайцев, лис, белок. Из пернатых больше всего пестрых дятлов, синиц, зорянок, сорок, дубоносов, ястребов.

Разработаны 3 маршрута. Начало всех маршрутов находится у минерального источника № 20, напротив санатория «Тарханы».

Маршрут № 1 идет от источника № 20 мимо Михайловской галереи, «Провала», по кольцевой дороге мимо Комсомольской поляны, места дуэли М.Ю.Лермонтова, выше санатория «Ленинские скалы», за Радоновой лечебницей - крутой спуск к источнику № 20. Протяженность маршрута  9600 м, угол подъема 1-6°.

Маршрут № 2 идет по тому же пути, но в обратном направлении. Он более нагрузочен, так как имеет большие углы подъема. От источника № 20 идет крутой подъем мимо санатория им. М.Ю. Лермонтова, затем поворот налево, за Радоновую лечебницу, по кольцевой дороге вокруг горы Машук, мимо домика лесника, места дуэли М.Ю. Лермонтова, памятника жертвам фашизма, через курортную зону; за Михайловской галереей – поворот вниз, к источнику № 20. Протяженность маршрута 9600 м.

Маршрут № 3 проходит от источника № 20 до 22-й станции по маршруту № 2, затем сворачивает вправо на вершину горы Машук. Путь назад – в обратном направлении. Протяженность маршрута в оба кольца 10800 м, угол подъема до 12°.

Маршрут с увеличенным нисходящим компонентом. От санатория «Ленинские скалы» можно подняться по канатной дороге на вершину горы Машук, а оттуда спуститься по нисходящему маршруту № 3 до источника № 20.

Место дуэли Лермонтова

Место дуэли определила в 1881 году специальная комиссия, в состав которой входил первый биограф поэта профессор П.А. Висковатый и свидетели Евграф Чалов, державший лошадей участников дуэли, а также Иван Чухнин, брат извозчика Кузьмы Чухнина, по преданию, перевозившего тело Лермонтова с места дуэли в Пятигорск. Это произошло спустя сорок лет после трагической гибели великого поэта М.Ю. Лермонтова. Тогда же на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамидка.

Еще через 20 лет эта пирамидка была заменена деревянным памятником. Но вскоре он разрушился. Только в 1915 году, наконец, был установлен на месте дуэли каменный памятник-обелиск. Автор его – скульптор В.М. Микешин. На памятнике под горельефом поэта даты: «1814-1841». Ограда построена несколько позже, но в том же 1915 году.

В истории гибели Лермонтова много загадочного. Летом 1841 года он руководил летучим отрядом и ввязывался в такие переделки, из которых обычный человек выйти живым не мог. Лермонтов словно искал смерти, а она отворачивалась от него. И, тем не менее, он знал, что скоро погибнет. 13 июля на балу у Верзилиных Лермонтов по привычке поддразнивал хозяйку, но, неожиданно оставшись тет-а-тет, он изменился в лице, взгляд его стал застывшим и он сказал: «Эмилия! Прошу Вас на один только тур вальса, последний в моей жизни». Ссоры с Мартыновым ещё не произошло, и Эмилия не придала этим словам какого-либо значения. Мало кто заметил перепалку, возникшую между Лермонтовым и его однокашником Мартыновым. Лермонтов считал его одним из своих друзей и постоянно  по-дружески  задирал,  высмеивая излишне героическую внешность приятеля.

Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15 июля 1841 года. Диспозиция у противников была как у Печорина и Грушницкого в «Герое нашего времени», однако Лермонтову была уготована участь Грушницкого, а не Печорина. Он стоял выше по склону лицом к Бештау. Мартынов - ниже, лицом к Машуку. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, считая повод для дуэли ничтожным, и принес ему свои извинения, но Мартынов в ответ закричал: «Стреляй скорее!» Лермонтов выстрелил в воздух. Условия дуэли были жесткие - три выстрела с семи шагов. Дуэль была против правил, без врача. Лермонтов со странной улыбкой наблюдал за Мартыновым. Мартынов долго целился. Начался дождь. Раздался раскат грома, а вслед за ним – выстрел. Лермонтов упал как подкошенный. Секунданты поехали за врачом, но разразилась буря, и только поздним вечером тело Лермонтова было перевезено в Пятигорск на его квартиру. Во всей этой истории была одна странность – траектория пули в теле Лермонтова. Она вошла под нижним ребром, а вышла через шею, пронзив внутренние органы по диагонали. Чтобы послать так пулю, Мартынов должен был лежать у ног противника и целиться почти отвесно вверх. И еще: канал подобной длины могло оставить оружие, обладавшее значительно большей начальной скоростью пули, скорее всего нарезное, вроде штуцера. Однако ни Мартынов, ни другие свидетели дуэли так и не приоткрыли завесу над произошедшим, унеся с собой тайну драмы под Пятигорском.

Справа от Горячей горы, на скалистом уступе Машука, на месте прежнего казачьего сторожевого поста видна стройная с белокаменными колоннами беседка классических очертаний. Это - знаменитая Эолова арфа, названная так в честь древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.

Эолова арфа издавна стала своеобразной эмблемой Пятигорска. Она была построена по инициативе доктора Ф. Конради братьями Бернардацци в 1831 году. В беседке был установлен струнный инструмент, издававший под порывами ветра приятные звуки. Об Эоловой арфе есть строки в лермонтовской «Княжне Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус...»

У В.А. Жуковского есть баллада «Эолова арфа», в которой, по словам В.Г. Белинского, «сосредоточен весь смысл», вся «благоуханная прелесть» его романтики. Баллада эта повествует о том, как бедный певец Арминий страстно влюбился в царскую дочь Минвану. Разгневанный владыка, узнав об этом, изгнал певца из родной страны. Арминий, находясь в изгнании, повесил на дуб арфу, чтобы Эол, коснувшись ее струн, дал любимой весть о возлюбленном. В балладе описан «задумчивый звон» арфы, «жалобные звуки», застонавшие в «смятенных струнах».

Эолова арфа в Пятигорске – дань увлечению романтизмом в те далекие годы.

Беседку запечатлели многие художники, в том числе и М.А. Зичи. Известный поэт Н.П. Огарев посвятил ей стихи:

Фантазия нескованной стихии,

Как твой печален стон.

Как жалобно терзания земные

Высказывает он...

Эолову арфу также воспел поэт Л.И. Мартынов, после М.Ю. Лермонтова ее описали Е.А. Ган («Медальон»), А.В. Дружинин («Легенда о Кислых Водах») и другие.

В 1972 года Эолова арфа, многие годы молчавшая, обрела вновь голос. Только тогда на помощь Эолу пришла современная техника – электроника. Ветер колыхал флюгер над беседкой, приводились в действие датчики, их сигналы передавались клавишам музыкального инструмента. И плыли вокруг мелодичные звуки, напоминая о далекой лермонтовской эпохе. Вернули к жизни Эолову арфу пятигорские инженеры Б. Бурый и С. Козырев.