- Природные парки и заповедники

Краткая информация

Этот курортный парк заложен по чертежам архитекторов братьев Бернардацци в 1829 г. на месте болота, образованного водой сероводородных источников. Были устроены многочисленные цветники, посажены три аллеи из лип, кавказских каштанов, кленов, тополей.

В том же 1829 г. братья Бернардацци превратили одну из естественных пещер на северном склоне горы Горячей (это граница «Цветника») в известный теперь Грот Дианы.


Грот Дианы был создан в 30-е годы XIX века архитекторами братьями Бернардацци. Он расположен в парке «Цветник» рядом с Лермонтовскими ваннами. Каменный грот сложен из дикого травертина, имеет главный арочный вход, подпираемый двумя невысокими колоннами, и ущельеподобные боковые входы. Внутри свод грота облицован потемневшими от времени плитами, сколотыми с солевых отложений минеральных вод пятигорских источников.   

Первоначально его называли Грот Эльборус – в память первого восхождения на Эльбрус экспедиции под руководством генерала Емануеля, которая была организована в 1829 году. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. Позже грот назвали именем Дианы, покровительницы охоты в древнеримской мифологии. В нем часто устраивались празднества, пикники.

Лермонтов часто посещал этот грот. За неделю до дуэли он и его друзья устроили здесь бал.

«...Танцевали мы на площадке около грота; вечер очаровательный, небо было так чисто; деревья от освещения необыкновенно хороши были... танцевали до упада... даже Лермонтов, который не любил танцевать, и тот был так весел; оттуда мы шли пешком... Этот пикник последний был; ровно через неделю мой добрый друг убит...» Так описала этот пикник родственница поэта Е.Г. Быховец.

Еще в 1826 г. на той же территории было заложено здание Николаевских ванн (теперь это Лермонтовские ванны). Это одно из первых каменных зданий в Пятигорске. Построено в 1826-1829 годах. Архитекторы – братья Джузеппе и Джованни Бернардацци. Первоначальное название – Николаевские ванны. В те годы это было одно из лучших ванных зданий в России. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.

Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить - в месяц меня воды совсем поправили ...» До того в письме М.А. Лопухиной он сообщал: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки».

Лермонтовскими ванны стали называться с 1920 года.

В «Цветнике» построили павильоны для отдыха, кондитерскую и кумысную. «Водяное общество» к середине XIX в. собиралось уже не у Емануелевского парка, а предпочитало проводить время в «Цветнике».

В 1901 г. в парке была собрана на каменном фундаменте Лермонтовская галерея, к ней пристроили открытую эстраду, установили несколько рядов скамей. Здесь играл «хор духовой музыки» Терского казачьего войска на протяжении всего курортного сезона - с мая по сентябрь.

В 1917 г. «Цветник» был местом проведения митингов, в Лермонтовской галерее проходили собрания жителей Пятигорска, перед ними выступали большевики, солдаты-фронтовики.


Лермонтовская галерея словно сестра, похожа на Пушкинскую. Только одна из них находится в Железноводске, и названа Пушкинской, а другая – в Пятигорске и называется Лермонтовской.

Впервые эти два оригинальные сооружения появились в 1896 году в Нижнем Новгороде на открывшейся там большой Всероссийской художественно-промышленной выставке. После ее закрытия оба павильона были куплены управлением Кавказских Минеральных Вод. Павильоны –«путешественники» в разобранном виде были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок больных в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска.       

Открытый в Пятигорске для посетителей 15 июля 1901 г., в 60-ю годовщину гибели М.Ю. Лермонтова, павильон был назван Лермонтовской галереей. Левое ее крыло служило для прогулок в ненастную погоду, здесь устраивались балы и танцы. В правом крыле был устроен зрительный зал на 600 мест. К галерее пристроили открытую эстраду.

В самой галерее и с эстрады на митингах и собраниях выступали Г.К. Орджоникидзе, И.В. Малыгин, Г.Г. Анджиевский и другие. На сцене Лермонтовской галереи показывал свое искусство Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, исполнявший арию из оперы «Демон» раздавался голос  В.В. Маяковского, читавшего свои стихи и главы из поэмы «Хорошо!».


Ермоловские ванны. В этом названии – дань народной признательности герою Отечественной войны 1812 года, командующему Кавказским отдельным корпусом генералу А.П. Ермолову.

Имя его неразрывно связано с Пятигорском. Здесь он положил начало широкому государственному строительству. В 1822 году по его инициативе была создана Строительная комиссия, руководившая строительными работами на Водах, приглашены из Петербурга талантливые зодчие братья Джузеппе и Джиованни Бернардацци. Здесь особенно широко развернулась их архитектурная деятельность.

В 1820 году по распоряжению Ермолова под обрывом Горячей горы вместо убогой и ветхой купальни было построено новое здание на шесть ванн, получившее название Ермоловских ванн.

В 1880 году вместо этого здания было воздвигнуто новое, более значительное по размерам (к сожалению, имя архитектора неизвестно). В плане здание имеет форму соединенных между собой крестов, с башенками-фонарями и узкими окнами. Фасад наряден, отделан рустом. У здания каменный цоколь, над окнами по крыше широкие козырьки из плит. Каменные ступеньки ведут к двум дверям главного входа, над которым расположено окно-роза. Вход оформлен в виде изящного портика. Здание удачно входит в архитектурный ансамбль Пятигорска.

В конце XIX столетия в Ермоловских ваннах находилось 7 обыкновенных кабин с одной серной ванной и 10 грязевых с двумя ваннами в каждой. Хорошо отзывался о лечебных качествах тамбуканской грязи лечившийся здесь осетинский поэт К.Л. Хетагуров.


Дом для неимущих офицеров находится в центре парка «Цветник» рядом с городским театром. Это трёхэтажное здание - одно из старейших в Пятигорске. В прошлом – дом для неимущих офицеров (здесь размещались офицеры, лечившиеся на курорте, но не имевшие для этого достаточных средств), в одной из комнат которого помещалась канцелярия военного коменданта Пятигорска. В настоящее время – это главный корпус курортной поликлиники.

Построено здание в 1826 году братьями Бернардацци. Это здание отличалось строгой простотой фасада, добротностью, надежностью постройки, что дало ему возможность сохраниться до наших дней в первозданном (если не считать надстроенного третьего этажа) виде.

В 1903 году, к 100-летию Пятигорского курорта, на горе Горячей была установлена Скульптура орла, ставшая эмблемой не только Пятигорского курорта, но и всего района Кавказских Минеральных Вод.


Скульптура была выполнена Л.К. Шодким по рисунку художника И.И. Крылова. Орел изображен в момент смертельной схватки со змеей. Одна из легенд повествует: после того, как змея, незаметно подкравшись к владыке неба, укусила его, он медленно угасал, ему угрожала смерть. Но вот, превозмогая боль, орел подполз к выбегавшему из горы источнику, напился воды и смочил этой водой рану. И целебная вода сделала свое дело: смерть отступила, и гордая птица стала жить.

В первую мировую войну скульптура была разрушена. Потом ее восстановили, но неудачно. Орел больше походил на курицу, чем на могучую птицу гор.  

В 1973 году орел преобразился: новую статую отлили из бронзы на Ленинградском заводе монументальной скульптуры.

На месте, где стоит сейчас здание Академической галереи, когда-то находился знаменитый Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили обитатели курорта, если не воду пить, то ради развлечения, обмена новостями. «Пойду к Елисаветинскому источнику, – читаем в повести М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери», – там, говорят, утром собирается всё водяное общество».


В середине XIX-го века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука, встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 году Ф.П. Гаазом источника.

В правом крыле новой галереи (архитектор С. Уптон) были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха.          

Здесь назначались встречи, свидания. Наблюдения Лермонтова у этого источника нашли отражение в повести «Княжна Мери»: встреча Печорина с Грушницким, знакомство Грушницкого с княжной Мери. Вот что писал о Елизаветинском источнике в своем дневнике Печорин: «Наконец, вот и колодец! На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».

С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 году), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.


Грот Лермонтова находится в отроге горы Машук, возле Академической галереи, ниже беседки Эолова арфа. С утра до позднего вечера по асфальтированной дорожке сюда идут посетители.

История его необычна. Как благоустроенная естественная пещера, грот был известен горожанам еще в начале тридцатых годов XIX-го века. Это  место  было  удобным для отдыха: в жаркие дни в пещере было прохладно, вдали от городского шума и суеты, здесь всегда спокойно и тихо.

Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, на которой изображен отрог Машука, где устроен грот и ведущая к нему аллея.

Если заглянуть внутрь грота, то в глубине можно увидеть вырубленные из камня две скамьи, соединенные между собой. Оставшиеся на них железные прутья говорят о том, что когда-то эти скамейки имели деревянные сиденья.      

В 1837 и 1841 годах М.Ю. Лермонтов иногда приходил сюда. Особенно широко известен грот стал после выхода в свет романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840), в котором он описан как место встречи Печорина и Веры: «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот ... подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина ... Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула

- Вера! - воскликнул я невольно».

Построен грот в 1831 году братьями Бернардацци, использовавшими для этой цели естественную пещеру. Железная решетка у входа была сделана позднее, в 70-е годы XIX-го века. В 1961 году, музеем «Домик Лермонтова», была установлена чугунная мемориальная доска.


Памятник А.В.Пастухову. На вершине Машука, недалеко от верхней станции канатной дороги, находится могила выдающегося русского военного топографа, одного из первых отечественных альпинистов – А.В. Пастухова (1860-1899). На лицевой стороне обелиска надпись: «Военный топограф Андрей Васильевич Пастухов. 1860-1899», на боковых: «От корпуса военных топографов и родных», «Казбек 1889. Эльбрус 1890. Арарат 1893».

А.В. Пастухов произвел топографические съемки наиболее труднодоступных и малоисследованных районов Центрального и Малого Кавказа.         

Он совершил восхождения (1890-1896) на Эльбрус, Казбек, Ушбу, Арарат, выполняя программу исследования этих вершин.


Провал представляет собой карстовую воронку на южном склоне Машука, образовавшуюся под действием минеральных вод. Подземные воды постепенно разрушали горные породы – свод пещеры рухнул и образовал воронку с гротом и озером с минеральной водой. А яркий бирюзовый цвет и необычный запах озеру придает содержащаяся в воде сера. Прогулки к Провалу всегда были любимым развлечением «водяного общества» – несмотря на то, что тоннель к нему был прорублен только в 1858 году, а до тех пор отдыхающим приходилось спускаться к воде в специальных корзинах. А после того, как в начале XX века к озеру был вымощен бульвар, Провал и вовсе стал излюбленным местом отдыха – причем, как у приезжих, так и у самих жителей города.

загрузка карты...