Краткая информация

Символ города - Суворовский Крест. Этот памятник был установлен к 100-летию со дня кончины великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, с именем которого связывается возникновение Ставропольской крепости, на Соборной горе

По преданиям Крест был обнаружен при закладке Ставропольской крепости. Установил этот крест в 1816 году после вспышки чумы известный ставропольский купец Никита Плотников. Место, где находится памятник, является одним из самых красивейших мест Ставрополя. Отсюда хорошо просматривается цепь дальних Кавказских гор с Эльбрусом. Именно с этой точки Ставрополь был освящен епископом Иеремией. По его же инициативе рядом с Крестом был воздвигнут Казанский кафедральный собор, а сам Крест был перенесен в специально выстроенную изящную каменную часовню, выстроенную на деньги горожан в память возникновения Града Крестова и памяти Суворова. Постепенно имя Суворова и Крест настолько слились друг с другом, что горожане стали приписывать установку Креста на Соборной горе Суворову. Известный некогда краевед, учитель истории Ольгинской женской гимназии И.П. Кувшинский, в 90-х годах XIX столетия писал, что ему удалось в нижней части креста прочесть выбитую в замшелом камне надпись: «Поставлен Суворовым»

Шли годы, и Суворовская часовня начала разрушаться. И это послужило поводом для обращения в городскую Управу одного церковнослужителя Казанского Собора с просьбой о сохранении символа города. Управа в свою очередь обратилась к ставропольскому губернатору Николаю Егоровичу Никифораки, который не только одобрил предложение, но и сам лично выбрал место для установки Креста. И 9 мая 1900 года в день 100-летия со Дня смерти Суворова Крест был отрыт снова, а на пьедестале памятника по соглашению со ставропольским полицмейстером была установлена доска с надписью «По преданию поставлен распоряжением Александра Васильевича Суворова, 1780 г.»

В советские 1920-1930-е годы рушится Казанский кафедральный собор, уничтожается символ Крестограда - крестовый памятник.

В 1970 году Ставрополь включается в список исторических городов России, и в 1975 году, к 200-летию города, Государственным институтом проектирования городов разрабатывается «Проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории». В соответствии с ним центральная часть исторического ядра города, включая Комсомольскую (Крепостную) гору, была объявлена комплексным памятником градостроительства и для него была установлена охранная зона. Через 14 лет решением президиума Ставропольского городского совета народных депутатов горе возвращается ее историческое название Крепостная и придается статус заповедной территории.

Полностью Крест был восстановлен и освящен в юбилейный для всех христиан 2000 год в День города на месте, где ранее стояла полковая Николаевская церковь. Автором проекта восстановления является архитектор И.П. Ефимов. Город вернул себе свой Символ!

Памятник расположен на Соборной горе, в районе верхней площадки знаменитой Парадной лестницы, ведущей к Казанскому кафедральному собору.



Адрес: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Суворова, Соборная Гора.

____________________________________________________________________

English

Suvorov Cross in Stavropol

City symbol - the Suvorov Cross. This monument was established to the 100 anniversary from the date of death of the great Russian commander Alexander Vasilyevich Suvorov.

According to legends the Cross was found at the Stavropol fortress. This cross was established in 1816 after the outbreak of plague by the Stavropol merchant Nikita Plotnikov. The place where a monument was built, is one of the most beautiful places of Stavropol. From here you can see the chain of the distant Caucasus Mountains with Elbrus. From this point Stavropol was consecrated by the bishop Jeremiah. On its initiative the Cross was transferred to specially built graceful stone chapel whuch was built on money of citizens in memory of emergence of the City and memory of Suvorov. In 1920-1930th the Cross was destroyed. the Cross was restored completely and consecrated in 2000. The author of the project of restoration is the architect I.P. Yefimov.

The monument is located on the Cathedral mountain, around the top platform of the well-known Front staircase conducting to Kazan Cathedral.

загрузка карты...

Комментарии